RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Чебышевский сборник // Архив

Чебышевский сб., 2019, том 20, выпуск 2, страницы 442–461 (Mi cheb782)

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Основы формирования у учащихся исследовательских умений и ИКТ-компетенций при обучении решению задач с использованием компьютера

М. М. Абдуразаковa, Д. Д. Гаджиевb, Н. В. Гусеваc, Г. В. Токмазовd

a Институт стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва)
b Индиан Ривер Колледж, Государственный университет штата Флорида (3209 Virginia Avenue, Fort Pierce, FL 34981, United States)
c Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)
d Государственный Морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (г. Новороссийск)

Аннотация: В исследовании рассматривается модель создания серии обучающих заданий, построенной с опорой на представления о трехкомпонентной структуре умственных действий (О-ориентировка, И-исполнение, К-контроль). С помощью задач динамического характера, ориентированных на управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, в работе раскрывается один из возможных подходов к совместному изучению формул полной вероятности и Байеса. Отмечается, что для эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, осуществляется пооперационная обратная связь, переходящая в промежуточную обратную связь и связь по конечному результату.
В статье подчеркивается, что оптимальность процесса формирования элементов исследовательской деятельности осуществляется за счет повышения эффективности усвоения его по времени. Последнее достигается за счет приемов совместного усвоения обучающимися учебного материала, связанного с усвоением, например, формул полной вероятности и Байеса.
В этом же ракурсе отмечается, что целесообразно использовать этапы информационной технологии решении задач, а использование ИКТ как процесс формирования инструментария в жизни и ИКТ-компетенций для профессиональной ориентации выпускника школы.
В статье особо подчеркивается необходимость формирования ИКТ-компетенций учителя как требование федерального государственного образовательного стандарта в условиях в информационной образовательной среды, определены принципы построения методической системы формирования ИКТ-компетенций в рамках педагогических вузов через решения задач с использованием компьютерных технологий.

Ключевые слова: информатика, математика, компетенция, ИКТ-компетенции, ориентировочные основы действия, исследовательская деятельность, задачи динамического характера, решение задачи.

УДК: 372.851

Поступила в редакцию: 18.03.2017
Принята в печать: 12.07.2019

DOI: 10.22405/2226-8383-2018-20-2-442-461



© МИАН, 2024