Аннотация:
В работе обсуждается роль и значение радиальных электрических полей в устройствах с магнитным удержанием. На лимитерных и диверторных токамаках, стеллараторных устройствах и прямых ловушках с различными типами разряда и методами нагрева плазмы, а также в экспериментах с краевой поляризацией было показано, что улучшение удержания часто оказывается связанным с наличием сильной радиальной неоднородности радиального электрического поля $E_r$, и что стабилизации турбулентности широм полоидальной скорости $E \times B$ является надежным и универсальным механизмом, который играет важную роль в формировании и поддержании транспортных барьеров в устройствах с магнитным удержанием. Акцентируется внимание на связи между генерацией внутренних транспортных барьеров по электронному каналу и концепцией канонических профилей, разработанной Ю.Н. Днестровским, в которой профили давления и температуры плазмы имеют тенденцию организовываться в "универсальную" форму профиля, в соответствии с принципом минимума свободной энергии плазмы.
Ключевые слова:магнитное удержание, электрическое поле, шир скорости вращения, канонические профили.