RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Computational nanotechnology // Архив

Comp. nanotechnol., 2019, том 6, выпуск 2, страницы 48–52 (Mi cn236)

05.13.00 ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
05.13.18 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И КОМПЛЕКСЫ ПРОГРАММ

Вычислительные аспекты решения задачи взаимодействия групп населения в урбанистическом образовании

Д. О. Киселёв

МГУ

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития и динамики населения в городском образовании с точки зрения пространственно-динамического приближения. Население подразделяется на различные группы в соответствии с их экономическими и индивидуальными характеристиками. Например, население можно классифицировать по генетическим и фенотипическим признакам, по уровню дохода или образования. Вопрос мирного и эффективного взаимодействия групп между собой представляет одну из самых важных задач в рамках любого образования урбанистического типа. Автор описывает задачу взаимодействия двух групп на качественном уровне с помощью системы из двух нестационарных нелинейных дифференциальных уравнений диффузионного типа. Особое внимание уделяется раскрытию схемы численного решения выбранной модели: подробно разобрано использование явной (по времени) разностной схемы типа«предиктор-корректор». Кроме того, автор проводит серию вычислительных экспериментов с учетом выбранных предположений относительно двух конкретных групп населения. Отдельно рассматривается решение стохастического случая и особенности его программной реализации. На основе результатов исследования обосновывается возможность применимости нового подхода для задач урбанистики. Данная работа является первым шагом в реализации программы использования пространственной экономики для описания реальных процессов в урбанистических образованиях.

Ключевые слова: пространственная динамика, временные ряды, конечно-разностная схема, дифференциальные уравнения, городская динамика.

DOI: 10.33693/2313-223X-2019-6-2-48-52



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024