05.02.00. МАШИНОСТРОЕНИЕ
05.02.07 ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ И ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
Исследование технологических режимов упрочнения бандажной стали концентрированным потоком энергии
С. Х. Сулеймановa,
Э. С. Набиевb,
В. Г. Дыскинa,
М. У. Джанкличa,
О. А. Дудкоa,
Н. А. Кулагинаa a Институт материаловедения НПО «Физика-Солнце» Академии наук Республики Узбекистан
b Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта
Аннотация:
Работа посвящена разработке технологических режимов упрочнения бандажной стали локомотивных колес методом термической обработки концентрированным потоком энергии. Термообработку бандажной стали проводили на солнечной печи при плотностях потока
$320$,
$450$ и
$500$ Вт/см
$^{2}$. Закалку проводили на воздухе и в воде. Для закалки важна скорость нагрева и скорость охлаждения. Если скорости охлаждения меньше критической скорости (
$V_{\text{крит.}}\approx 50$ град/с), то закалка не наблюдается. Величина твердости закаленных стальных образцов после термообработки при температуре
$800$–
$1200^\circ$ и закалке в воду достигает
$\approx 726$ НВ, что не является оптимальным для бандажной стали.
Оптимальная температура для закалки бандажной стали составляет
$730$–
$780^{\circ}$ при плотности потока
$450$ Вт/см
$^{2}$. При температуре нагрева стальных образцов
$730$–
$780^{\circ}$ и охлаждении закалкой в воду твердость бандажной стали составляет требуемое значение
$350$–
$400$ НВ.
Изменяя температуру нагрева и скорость охлаждения стали, можно регулировать и получить заданную твердость.
Ключевые слова:
поверхностное упрочнение, бандажная сталь локомотивного колеса, концентрированный поток энергии, технологические режимы термообработки, закалка, солнечная печь, твердость.
DOI:
10.33693/2313-223X-2019-6-3-11-15