Аннотация:
Работа посвящена разработке технологических режимов упрочнения бандажной стали локомотивных колес методом термической обработки концентрированным потоком энергии. Термообработку бандажной стали проводили на солнечной печи при плотностях потока $320$, $450$ и $500$ Вт/см$^{2}$. Закалку проводили на воздухе и в воде. Для закалки важна скорость нагрева и скорость охлаждения. Если скорости охлаждения меньше критической скорости ($V_{\text{крит.}}\approx 50$ град/с), то закалка не наблюдается. Величина твердости закаленных стальных образцов после термообработки при температуре $800$–$1200^\circ$ и закалке в воду достигает $\approx 726$ НВ, что не является оптимальным для бандажной стали.
Оптимальная температура для закалки бандажной стали составляет $730$–$780^{\circ}$ при плотности потока $450$ Вт/см$^{2}$. При температуре нагрева стальных образцов $730$–$780^{\circ}$ и охлаждении закалкой в воду твердость бандажной стали составляет требуемое значение $350$–$400$ НВ.
Изменяя температуру нагрева и скорость охлаждения стали, можно регулировать и получить заданную твердость.