RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Computational nanotechnology // Архив

Comp. nanotechnol., 2019, том 6, выпуск 3, страницы 11–15 (Mi cn251)

05.02.00. МАШИНОСТРОЕНИЕ
05.02.07 ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ И ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

Исследование технологических режимов упрочнения бандажной стали концентрированным потоком энергии

С. Х. Сулеймановa, Э. С. Набиевb, В. Г. Дыскинa, М. У. Джанкличa, О. А. Дудкоa, Н. А. Кулагинаa

a Институт материаловедения НПО «Физика-Солнце» Академии наук Республики Узбекистан
b Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта

Аннотация: Работа посвящена разработке технологических режимов упрочнения бандажной стали локомотивных колес методом термической обработки концентрированным потоком энергии. Термообработку бандажной стали проводили на солнечной печи при плотностях потока $320$, $450$ и $500$ Вт/см$^{2}$. Закалку проводили на воздухе и в воде. Для закалки важна скорость нагрева и скорость охлаждения. Если скорости охлаждения меньше критической скорости ($V_{\text{крит.}}\approx 50$ град/с), то закалка не наблюдается. Величина твердости закаленных стальных образцов после термообработки при температуре $800$$1200^\circ$ и закалке в воду достигает $\approx 726$ НВ, что не является оптимальным для бандажной стали.
Оптимальная температура для закалки бандажной стали составляет $730$$780^{\circ}$ при плотности потока $450$ Вт/см$^{2}$. При температуре нагрева стальных образцов $730$$780^{\circ}$ и охлаждении закалкой в воду твердость бандажной стали составляет требуемое значение $350$$400$ НВ.
Изменяя температуру нагрева и скорость охлаждения стали, можно регулировать и получить заданную твердость.

Ключевые слова: поверхностное упрочнение, бандажная сталь локомотивного колеса, концентрированный поток энергии, технологические режимы термообработки, закалка, солнечная печь, твердость.

DOI: 10.33693/2313-223X-2019-6-3-11-15



© МИАН, 2024