RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2022, том 14, выпуск 5, страницы 1131–1141 (Mi crm1022)

Эта публикация цитируется в 1 статье

МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Моделирование динамики общественного внимания к протяженным процессам на примере пандемии COVID-19

А. П. Петровa, О. Г. Подлипскаяab, Г. Б. Прончевac

a Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Россия, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 4
b Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Россия, 141701, Московская облаcть, г. Долгопрудный, Институтский пер., 9
c МГУ им. М. В. Ломоносова, Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 33

Аннотация: Изучается динамика общественного внимания к эпидемии COVID-19 в ряде стран. При этом в качестве индикатора общественного внимания взято количество поисковых запросов в Google, сделанных в течение суток пользователями изданной страны. В эмпирической части работы рассмотрены данные относительно количества запросов и количества новых заболевших для ряда стран. Показано, что во всех рассмотренных странах максимум общественного внимания наступил ранее максимума количества новых зараженных за день. Тем самым обнаружено, что в течение некоторого периода времени рост эпидемии происходит параллельно со спадом общественного внимания к ней. Также показано, что спад количества запросов описывается экспоненциальной функцией времени. Для того чтобы описать выявленную эмпирическую зависимость, предложена математическая модель, представляющая собой модификацию модели спада внимания после одноразового политического события. Модель развивает подход, рассматривающий принятие решения индивидом как членом социума, в котором происходит информационный процесс. В рамках этого подхода предполагается, что решение индивида о том, делать ли в данный день поисковый запрос на тему COVID, формируется на основании двух факторов. Один из них — это установка, отражающая долгосрочную заинтересованность индивида в данной теме и аккумулирующая предыдущий опыт индивида, его культурные предпочтения, социальное и экономическое положение. Второй — динамический фактор общественного внимания к данному процессу — изменяется в течение рассматриваемого процесса под влиянием информационных стимулов. Применительно к рассматриваемой тематике информационные стимулы связны с эпидемической динамикой. Поведенческая гипотеза состоит в том, что если в некоторый день сумма установки и динамического фактора превышает некоторую пороговую величину, то в этот день индивид делает поисковый запрос на тему COVID. Общая логика состоит в том, что чем выше скорость роста числа заболевших, тем выше информационный стимул, тем медленнее убывает общественное внимание к пандемии. Таким образом, построенная модель позволила соотнести скорость экспоненциального убывания количества запросов со скоростью роста количества заболевших. Обнаруженная с помощью модели закономерность проверена на эмпирических данных. Получено, что статистика Стьюдента равна 4,56, что позволяет отклонить гипотезу об отсутствии корреляционной связи с уровнем значимости 0,01.

Ключевые слова: общественное внимание, COVID-19, инфодемия, математическая модель, количество поисковых запросов.

УДК: 519.8

Поступила в редакцию: 12.07.2022
Исправленный вариант: 01.08.2022
Принята в печать: 11.08.2022

DOI: 10.20537/2076-7633-2022-14-5-1131-1141



© МИАН, 2024