RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2018, том 10, выпуск 5, страницы 561–579 (Mi crm672)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Научные и педагогические школы Александра Сергеевича Холодова

А. И. Лобанов

Московский физико-технический институт (государственный университет), Россия, 141701, г. Долгопрудный, Московская обл., Институтский пер., д. 9

Аннотация: В развитии науки важную роль играют научные школы — объединения исследователей, связанные общей проблемой, идеями и методами, используемыми для решения проблемы. Научные школы формируются вокруг лидера и объединяющей идеи.
За время научной деятельности академика А. С. Холодова вокруг него сформировалось несколько научных школ. В обзоре делается попытка представить основные научные направления, вокруг которых сформировались яркие коллективы с общими системами взглядов и подходами к исследованиям. В обзоре отмечается эта общая основа. Во-первых, это развитие группы численных методов для решения систем дифференциальных уравнений в частных производных гиперболического типа — сеточно-характеристические методы. Во-вторых, описание численных методов в пространствах неопределенных коэффициентов. Этот подход развивался как для всех типов уравнений в частных производных, так и для обыкновенных дифференциальных уравнений.
На основе предложенных А. С. Холодовым численных подходов сложились научные коллективы, работающие в разных предметных областях. Это математическое моделирование динамики плазмы, динамики деформируемого твердого тела, некоторых задач биологии, биофизики, медицинской физики и биомеханики. Сравнительно новые направления — решение задач на графах (процессы транспортировки электроэнергии, моделирование транспортных потоков на дорожной сети и т. д.).
В обзоре делается попытка отследить деятельность научных школ от момента их зарождения до настоящего времени, проследить связь работ А. С. Холодова с работами его учеников и коллег. Полный обзор деятельности всех научных школ, сформировавшихся вокруг Александра Сергеевича, невозможен ввиду огромного количества и разнообразия научных результатов.
Делается также попытка связать деятельность научных школ с появлением научно-образовательной школы в Московском физико-техническом институте.

Ключевые слова: научная школа, сеточно-характеристические методы, пространства неопределенных коэффициентов, динамика плазмы, динамика деформируемого твердого тела, биомеханика, процессы на графах.

УДК: 519.6

Поступила в редакцию: 22.10.2018
Принята в печать: 26.10.2018

DOI: 10.20537/2076-7633-2018-10-5-561-579



© МИАН, 2024