RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Компьютерные исследования и моделирование // Архив

Компьютерные исследования и моделирование, 2021, том 13, выпуск 1, страницы 125–147 (Mi crm873)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ

Моделирование инициации молнии на базе динамического графа

А. А. Булатовa, А. А. Сысоевab, Д. И. Иудинcab

a Институт прикладной физики Российской академии наук, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, БОКС 120, ул. Ульянова, д. 46
b Приволжский исследовательский медицинский университет, Россия, 603104, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 70
c Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Аннотация: Несмотря на многочисленные достижения современной науки, до сих пор остается нераскрытой проблема зарождения молниевого разряда в безэлектродном грозовом облаке, максимальная напряженность электрического поля в котором примерно на порядок меньше диэлектрической прочности воздуха. Хотя не вызывает сомнений тот факт, что развитие разряда начинается с появления в облаке положительных стримеров, развитие которых становится возможным при примерно вдвое меньших значениях электрического поля по сравнению с отрицательными, на настоящий момент остается неизученным вопрос о том, каким образом холодные слабопроводящие стримерные системы объединяются в горячий хорошо проводящий лидерный канал, способный к самостоятельному распространению за счет эффективной поляризации в относительно слабом внешнем поле. В данной работе представлена самоорганизующаяся транспортная модель, реализованная на примере формирования фрактального древа электрического разряда в грозовом облаке и направленная на численное моделирование процесса начальной стадии развития молниевого разряда. Среди инновационных особенностей нашего подхода, отсутствующих в других численных моделях развития молнии, можно выделить отсутствие привязки элементов проводящей структуры графа к узлам пространственной решетки, высокое пространственно-временное разрешение и учет временной эволюции электрических параметров транспортных каналов. Кроме того, модель учитывает известную из многочисленных экспериментов асимметрию полей развития положительных и отрицательных стримеров. В рамках используемого подхода результирующий хорошо проводящий лидерный канал формируется за счет коллективного эффекта объединения токов десятков тысяч взаимодействующих между собой стримеров, каждый из которых изначально обладает пренебрежимо малой проводимостью и температурой, не отличающейся от температуры окружающей среды. Модельное биполярное древо представляет собой направленный граф (имеет положительную и отрицательную части) и имеет морфологические и электро-динамические характеристики, промежуточные между лабораторной длинной искрой и развитой молнией. Модель имеет универсальный характер, что при необходимости позволяет использовать ее в рамках других задач, связанных с исследованием транспортных (в широком смысле слова) сетей.

Ключевые слова: коллективная динамика, дискретная транспортная модель, прикладная теория графов, фракталы, электрический разряд, молния.

УДК: 51-7+519.172.1+537.52

Поступила в редакцию: 13.08.2020
Исправленный вариант: 31.10.2020
Принята в печать: 04.01.2021

DOI: 10.20537/2076-7633-2021-13-1-125-147



© МИАН, 2024