Аннотация:
Изучается проблема размещения предприятий (средств обслуживания) в условиях конкуренции, когда две фирмы последовательно открывают свои предприятия, а каждый потребитель выбирает открытое предприятие, исходя из своих собственных предпочтений, и приносит доход фирме-лидеру или фирме-последователю. Задача состоит в том, чтобы выбрать размещение предприятий фирмы-лидера так, чтобы с учётом реакции фирмы-последователя и известных предпочтений потребителей получить максимальный доход (прибыль). Даны формулировки рассматриваемых задач в виде задач целочисленного линейного двухуровневого программирования и эквивалентные формулировки в виде задач псевдобулева двухуровневого программирования. Предлагается способ построения верхних оценок значений целевых функций рассматриваемых задач конкурентного размещения. Соответствующий алгоритм состоит в построении вспомогательной псевдобулевой функции, называемой оценочной, и отыскании наименьшего значения этой функции. Для частного случая – задач конкурентного размещения на сети в виде цепи – предлагаются полиномиальные алгоритмы получения оптимальных решений. Приводятся результаты вычислительного эксперимента, позволяющего оценить точность вычисления верхних оценок для задач конкурентного размещения предприятий на цепи. Табл. 1, ил. 1, библиогр. 15.
Ключевые слова:задача двухуровневого программирования, верхняя граница, оптимальное решение, псевдобулева функция.