RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Дискретный анализ и исследование операций // Архив

Дискретн. анализ и исслед. опер., 2020, том 27, выпуск 2, страницы 43–64 (Mi da950)

Эта публикация цитируется в 4 статьях

Гибридный алгоритм локального поиска для задачи маршрутизации транспортных средств с многократным посещением клиентов

И. Н. Кулаченкоa, П. А. Кононоваb

a Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 90 Новосибирск, Россия
b Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН, пр. Акад. Коптюга, 4, 630090 Новосибирск, Россия

Аннотация: Рассматривается задача построения маршрутов для транспортных средств на конечном временном интервале. Компания имеет множество транспортных средств ограниченной грузоподъёмности, находящихся в разных депо. Требуется построить такие маршруты посещения всех клиентов, чтобы суммарное пройденное расстояние было минимальным, а рабочее время водителей укладывалось в рабочую смену. Задана частота посещений каждого клиента, которые должны проходить через равные промежутки времени. Обслуживание клиента должно производиться одним и тем же транспортным средством.
Построена модель частично-целочисленного линейного программирования. Разработан метод локального поиска с чередующимися окрестностями, усиленный методом поиска с запретами. Для расширения пространства решений ограничение на длительность рабочей смены и грузоподъёмность заносятся в целевую функцию со штрафами, изменяемыми в ходе поиска. Процедуры интенсификации и диверсификации применяются для повышения эффективности метода. Приводятся результаты расчётов на реальных исходных данных. Табл. 6, ил. 1, библиогр. 28.

Ключевые слова: метод штрафов, метаэвристика, окрестность Кернигана–Лина, транспортное средство ограниченной грузоподъёмности.

УДК: 519.8+518.25

Статья поступила: 31.10.2019
Переработанный вариант: 27.12.2019
Принята к публикации: 19.02.2020

DOI: 10.33048/daio.2020.27.673


 Англоязычная версия: Journal of Applied and Industrial Mathematics, 2020, 14:2, 339–351

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024