RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления // Архив

Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 2023, том 511, страницы 21–53 (Mi danma383)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

Математические элементы начального образования

М. А. Посицельскаяa, Т. А. Рудченкоb, А. Л. Семеновbcd

a АНО "Центр развития образовательной среды", г. Москва
b Институт кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга, Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук Москва, Россия
c Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Москва, Россия
d Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казань, Россия

Аннотация: В последние десятилетия в ряде российских школ реализуется уникальная на мировом уровне программа математического образования для начальной школы. В ней мир школьной арифметики радикально расширяется за счет базовых объектов современной математики и информатики. Эти объекты и операции над ними наглядны, что делает их намного более доступными, чем в традиционной арифметике. Расширяется и спектр видов деятельности за счет, например, введения стратегий перебора, выигрыша в игре, алгоритмов (тоже действующих в наглядной среде). Одновременно меняется позиция ученика – он самостоятельно открывает и строит математику, постоянно решает совершенно новые для него, но посильные задачи, которые “неизвестно-как-решать”. Ресурсы учащегося экономятся за счет применения компьютера для выполнения рутинных арифметических действий, учеником уже открытых и понятых. В работе подробно представлена реализация данного подхода, иллюстрируемая реальными примерами заданий, представительными для рассматриваемой программы и подхода в целом.

Ключевые слова: математическое образование, исследовательское обучение, начальная школа, арифметика, математическое моделирование в школе, неожиданные задачи, VUCA-мир.

УДК: 372.851

Поступило: 21.01.2023
После доработки: 16.02.2023
Принято к публикации: 10.03.2023

DOI: 10.31857/S2686954323700170


 Англоязычная версия: Doklady Mathematics, 2023, 107:Suppl 1, S10–S41

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024