RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления // Архив

Докл. РАН. Матем., информ., проц. упр., 2023, том 511, страницы 66–94 (Mi danma385)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

Конструктивная комбинаторика в начальной школе

М. А. Посицельская

АНО "Центр развития образовательной среды" Москва, Россия

Аннотация: В работе детально рассматривается класс учебных задач из курса математики и информатики для начальной школы. Этот курс реализуется в течение последних десятилетий коллективом под руководством академика А.Л. Семенова. В задачах требуется найти, построить, перечислить все объекты, удовлетворяющие некоторой системе условий. Эту деятельность ученик ведет в наглядном мире базовых объектов дискретной математики и информатики: цепочек (конечных последовательностей символов), мешков (мультимножеств), таблиц, а также высказываний, содержащих кванторы. Рассматривается связь этих задач с задачами вычислительной комбинаторики (“подсчета количества вариантов”), переборными задачами теории сложности вычислений, а также с “большими идеями”, т.е. общекогнитивными стратегиями и их присвоением учащимися. Содержание образования при нашем подходе оказывается более адекватным задачам современного мира.

Ключевые слова: начальное математическое образование, конструктивная комбинаторика, переборные задачи, наглядность, деревья поиска, конструкционизм, computational thinking, навыки XXI века.

УДК: 372.851

Статья представлена к публикации: А. Л. Семёнов
Поступило: 21.01.2023
После доработки: 16.02.2023
Принято к публикации: 10.03.2023

DOI: 10.31857/S2686954323700194


 Англоязычная версия: Doklady Mathematics, 2023, 107:Suppl 1, S52–S77

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024