Аннотация:
Данная статья исследует вопрос существования сильного равновесия по Нэшу в рамках моделей олигополии с конкуренцией по объему и по цене с гладкими функциями общего вида для рыночного спроса и издержек фирм как достаточного условия отсутствия у фирм стимулов к образованию сговоров или слияний. Концепция сильного равновесия по Нэшу, в отличие от концепции равновесия по Нэшу, учитывает возможность совместного отклонения игроков, что интуитивно обосновывает ее применение к анализу прибыльности образования коалиций фирм. В статье сформулированы необходимые и достаточные условия существования сильного равновесия по Нэшу в условиях существования в модели равновесия по Нэшу в модели с конкуренцией по объему. Так, равновесие по Нэшу в олигополии с конкуренцией по объемам производства является сильным тогда и только тогда, когда оно является седловой точкой функции спроса или, эквивалентно, когда оно является конкурентным равновесием. Также в работе получен результат об отсутствии сильного равновесия по Нэшу в моделях конкуренции по цене. Специфичность полученных условий дает основание предполагать, что в большинстве случаев у фирм есть стимулы к образованию коалиций. Данное обстоятельство объясняет рост количества международных сделок слияний и поглощений, несмотря на широко известную статистику, говорящую о том, что большая часть из них является неудачной.
Ключевые слова:некооперативная игра, сильное равновесие по Нэшу, Курно, Бертран, конкуренция по объемам производства, конкуренция по цене.