RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Физика горения и взрыва // Архив

Физика горения и взрыва, 2016, том 52, выпуск 6, страницы 13–25 (Mi fgv361)

Эта публикация цитируется в 7 статьях

Анализ механизмов воспламенения и горения смесевых топлив $i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$$\mathrm{H}_2$ и $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$$\mathrm{H}_2$ в воздухе

Н. С. Титова, С. А. Торохов, О. Н. Фаворский, А. М. Старик

Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, Научно-образовательный центр "Физико-химическая кинетика и горение", 111116 Москва

Аннотация: Проведен численный анализ воспламенения и горения смесевых топлив $i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$$\mathrm{H}_2$ и $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$$\mathrm{H}_2$ в воздухе. Показано, что добавка водорода как к нормальному алкану ($n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$), так и к алкану с разветвленной структурой ($i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$) приводит к увеличению времени задержки воспламенения $\tau_{ind}$ при начальной температуре смеси $T_0$ меньше некоторого значения $T_l$ и, наоборот, к уменьшению $\tau_{ind}$ при $T_0>T_l$. При этом чем больше доля водорода в смеси, тем сильнее изменяется $\tau_{ind}$. При достаточно высокой температуре $T_0>T_h$ небольшая добавка алкана ($\approx2$ $\div$ $10\%$) к водороду уменьшает задержку воспламенения. Значение $T_l$ зависит от давления топливовоздушной смеси и в меньшей степени от типа $n$-алкана, а значение $T_h$ – еще и от доли алкана в смесевом топливе. При достаточно высоком начальном давлении ($10$ атм и выше) введение небольшого количества $i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$ или $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$ в водородовоздушную смесь уменьшает $\tau_{ind}$ при любом значении $T_0$. Указанные особенности обусловлены тесным взаимодействием кинетики окисления алканов и водорода. Показано, что смесевые топлива, состоящие из водорода и $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$ ($i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$), имеют более высокую скорость ламинарного пламени и более широкие пределы устойчивого горения, чем сами углеводороды. Однако заметное увеличение скорости ламинарного пламени наблюдается лишь при молярной доле водорода в смесевом топливе, большей $50\%$. При этом становится возможным организовать устойчивое горение с меньшим содержанием $\mathrm{NO}$ в продуктах сгорания.

Ключевые слова: смесевое топливо, $i$-октан, $n$-декан, водород, кинетический механизм, время воспламенения, скорость ламинарного пламени, эмиссия.

УДК: 541.124

Поступила в редакцию: 15.02.2016

DOI: 10.15372/FGV20160602


 Англоязычная версия: Combustion, Explosion and Shock Waves, 2016, 52:6, 631–642

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024