Эта публикация цитируется в
7 статьях
Анализ механизмов воспламенения и горения смесевых топлив $i$-$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$–$\mathrm{H}_2$ и $n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$–$\mathrm{H}_2$ в воздухе
Н. С. Титова,
С. А. Торохов,
О. Н. Фаворский,
А. М. Старик Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, Научно-образовательный центр "Физико-химическая кинетика и горение", 111116 Москва
Аннотация:
Проведен численный анализ воспламенения и горения смесевых топлив
$i$-
$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$–
$\mathrm{H}_2$ и
$n$-
$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$–
$\mathrm{H}_2$ в воздухе. Показано, что добавка водорода как к нормальному алкану (
$n$-
$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$), так и к алкану с разветвленной структурой (
$i$-
$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$) приводит к увеличению времени задержки воспламенения
$\tau_{ind}$ при начальной температуре смеси
$T_0$ меньше некоторого значения
$T_l$ и, наоборот, к уменьшению
$\tau_{ind}$ при
$T_0>T_l$. При этом чем больше доля водорода в смеси, тем сильнее изменяется
$\tau_{ind}$. При достаточно высокой температуре
$T_0>T_h$ небольшая добавка алкана (
$\approx2$ $\div$ $10\%$) к водороду уменьшает задержку воспламенения. Значение
$T_l$ зависит от давления топливовоздушной смеси и в меньшей степени от типа
$n$-алкана, а значение
$T_h$ – еще и от доли алкана в смесевом топливе. При достаточно высоком начальном давлении (
$10$ атм и выше) введение небольшого количества
$i$-
$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$ или
$n$-
$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$ в водородовоздушную смесь уменьшает
$\tau_{ind}$ при любом значении
$T_0$. Указанные особенности обусловлены тесным взаимодействием кинетики окисления алканов и водорода. Показано, что смесевые топлива, состоящие из водорода и
$n$-
$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$ (
$i$-
$\mathrm{C}_8\mathrm{H}_{18}$), имеют более высокую скорость ламинарного пламени и более широкие пределы устойчивого горения, чем сами углеводороды. Однако заметное увеличение скорости ламинарного пламени наблюдается лишь при молярной доле водорода в смесевом топливе, большей
$50\%$. При этом становится возможным организовать устойчивое горение с меньшим содержанием
$\mathrm{NO}$ в продуктах сгорания.
Ключевые слова:
смесевое топливо, $i$-октан, $n$-декан, водород, кинетический механизм, время воспламенения, скорость ламинарного пламени, эмиссия.
УДК:
541.124
Поступила в редакцию: 15.02.2016
DOI:
10.15372/FGV20160602