Аннотация:
Разработана кинетическая модель воспламенения и горения тяжелых $n$-алканов ($n$-$\mathrm{C}_{10}\mathrm{H}_{22}$ и $n$-$\mathrm{C}_{12}\mathrm{H}_{26}$), бензола, а также авиационного керосина Jet-A, который моделируется суррогатом БД, состоящим из $80\%$$n$-декана и $20\%$ бензола. Проведено тестирование разработанной кинетической модели с использованием большого набора экспериментальных данных по времени задержки воспламенения как в высокотемпературной ($T>1000$ K), так и в низкотемпературной ($T= 650-950$ K) области, а также по изменению концентраций компонентов при окислении бензола в проточном реакторе и при его горении в специальной горелке. Дан краткий анализ других реакционных механизмов, разработанных для описания горения различных суррогатов, моделирующих авиационный керосин. Показано, что предложенная в работе модель лучше описывает измеренные значения времени задержки воспламенения, чем другие известные кинетические модели, особенно в области низких температур ($T= 650-950$ K). Проведен анализ особенностей кинетики низкотемпературного окисления суррогата БД.