Аннотация:
Выполнен анализ подходов к обеспечению эффективности рабочего процесса в камере сгорания (КС) прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с использованием нетрадиционного метода измерения осевого усилия при испытании экспериментальной модели КС на жидком топливе в имитируемых огневым подогревателем условиях полета. В ходе огневых испытаний на присоединенном воздухопроводе с применением измерителя осевых усилий реализованы измерения реактивной тяги и сопротивления КС. Тяга является параметром, характеризующим энергетический потенциал любого двигателя. В рамках традиционной методики для получения представления о тягово-экономической характеристике тепловой машины требуются длительные многопараметрические исследования и расчеты эффективности процесса. Новая методика позволяет непосредственно в процессе огневых испытаний фиксировать эффективность воздействия любого параметра или элемента конструкции на физический процесс в КС в единицах реализованной силы тяги и оценивать изменение любого параметра уровнем тяги. Предлагаемая система измерения тяги на начальной стадии испытаний позволяет уточнить направления поиска организации рабочего процесса и снизить объем промежуточных расчетов, сэкономив огромное количество времени и средств. Благодаря этому в совокупности с результатами измерения статического давления по длине КС можно гарантированно предсказать направление поиска повышения эффективности рабочего процесса. Показаны пути повышения эффективности рабочего процесса в КС ПВРД с использованием возможности с помощью измерителя тяги оценить интегральную эффективность двигателя в условиях ограниченных технических и методических возможностей в огневых испытаниях КС.