Аннотация:
Рассматривается задача о школьном автобусе, которая заключается в обеспечении доставки школьников по окончании занятий из школы по их остановкам. Целью является минимизация длины максимального из маршрутов. Представлен краткий обзор работ по данной тематике. Приведена постановка задачи и формализация. Описан эвристический алгоритм, предложенный авторами ранее. Также описан двухэтапный алгоритм на основе метаэвристики муравьиной колонии: после первоначальной кластеризации остановок, на которых высаживаются школьники, к каждому кластеру применяется алгоритм муравьиной колонии с различными значениями параметров. Представлены результаты сравнения эффективности предложенных алгоритмов, а также результаты работы программ для двух алгоритмов.
Ключевые слова:маршрутизация; задача о школьном автобусе; алгоритм муравьиной колонии; кластеризация.