Аннотация:
Предпринята попытка анализа электронного предъявления учебного материала как автоматизированного процесса. Проанализированы причины сокращения продолжительности видеолекций для массовых открытых онлайновых курсов, а также аналогичного сокращения необходимого времени работы с мультимедиа электронными образовательными ресурсами и параграфами электронных учебников. Показано, что причиной для таких сокращений является не столько сама продолжительность, сколько объем предъявляемого учебного материала, который может быть усвоен за один сеанс. Для определения пределов этого объема количество предъявляемой информации, измеренное в новых понятиях и связанных с ними уже усвоенных понятий-линков, сравнивается с предельным количеством элементов, обрабатываемых в оперативной памяти человека одновременно. В результате делается вывод о том, что за требованием сокращения продолжительности лекций стоит необходимое ограничение объема предъявляемой учебной информации. Учет этого обстоятельства позволил сформулировать понятие комплекта заданий и сделать предложение относительно процедуры автоматизированного обучения. Статья публикуется в порядке обсуждения.