Аннотация:
Рассматривается задача эффективного распределения заданий в системах обслуживания, состоящих из двух параллельно работающих серверов с очередями неограниченной емкости и одним диспетчером, немедленно распределяющим поступающие задания по серверам. При поступлении очередного задания диспетчер принимает решение, основываясь только на информации о производительности серверов, распределении времени между поступлениями заданий и распределении их размеров. Другая информация о состоянии системы (как, например, длина очередей) диспетчеру недоступна. Для таких ненаблюдаемых систем известно, что минимум среднего времени пребывания задания в системе обеспечивает детерминированная (периодическая) стратегия. Поскольку при принятии решения диспетчер неявно наблюдает и момент поступления задания в систему, возникает следующий вопрос: возможно ли уменьшить среднее время пребывания в системе, если учитывать предысторию моментов поступления заданий? В работе с помощью численных экспериментов дается положительный ответ. Диспетчеризация, которая позволяет это сделать, основывается помимо априорной информации о системе на оценках состояния очереди по результатам имеющихся наблюдений. Достигаемый выигрыш составляет от 1,5% до 10% по сравнению с известной оптимальной стратегией и увеличивается при уменьшении дисперсии длины заданий. При малых значениях дисперсии предложенная стратегия является более эффективной, чем диспетчеризация по самой короткой очереди.
Ключевые слова:системы с параллельным обслуживанием; стратегии размещения заданий; диспетчеризация; управление при неполном наблюдении.