Аннотация:
В Европейской стратегии «Информатика для всех», объявленной в Брюсселе в марте 2018 г., различаются две ступени преподавания информатики в системе среднего и высшего профессионального образования. Вторая ступень, ориентированная на изучение информационных трансформаций в искусственных, живых и социальных системах, подразумевает сначала выбор для преподавания некоторой парадигмы информатики, а затем и ее развитие. Необходимость развития обусловлена двумя причинами: во-первых, существенным расширением сферы применения информационных технологий (ИТ), рассматриваемых в учебном процессе, во-вторых, интеграцией методов и средств информатики в учебные программы по другим областям знания, что расширяет спектр изучаемых информационных трансформаций. В отсутствие доминирующей парадигмы информатики и при наличии нескольких ее вариантов вопрос ее выбора как отправной точки развития является дискуссионным. В обзоре “Informatics Education in Europe”, опубликованном в 2017 г. и предваряющем разработку Европейской стратегии «Информатика для всех», перечислены три варианта парадигмы, включая позиционирование информатики как самостоятельной отрасли знания, предложенное Деннингом и Розенблюмом в 2009 г. Подробное описание этого варианта под названием полиадического компьютинга дано Розенблюмом в его монографии 2013 г. Цель статьи состоит в определении нового понятия «интерфейс 3-го порядка» на основе деления на среды предметной области информатики как полиадического компьютинга. Актуальность введения этого понятия иллюстрируется на примере процессов управления роботизированной рукой сигналами головного мозга.
Ключевые слова:интерфейсы 3-го порядка, полиадический компьютинг, среды предметной области информатики, информационные трансформации.