RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Информатика и её применения // Архив

Информ. и её примен., 2020, том 14, выпуск 4, страницы 100–107 (Mi ia703)

Эта публикация цитируется в 9 статьях

О цифровой грамотности и средах ее формирования

В. Б. Бетелинa, А. Г. Кушниренкоa, А. Л. Семеновbcd, С. Ф. Сопруновe

a Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук
b Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
c Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" Российской академии наук
d НИУ Московский физико-технический институт
e Центр педагогического мастерства

Аннотация: Цифровая грамотность становится ключевой характеристикой личности человека XXI в. Ее можно и нужно формировать с раннего возраста. Цифровые среды могут быть средами достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. В работе анализируется отечественный и международный опыт в данном направлении начиная с 1960-х гг., приводится система принципов, обеспечивших эффективность для образовательных целей цифровых сред и систем, разработанных под руководством и при участии авторов. Эти среды и системы эффективно используются сегодня в РФ в формировании у детей раннего возраста цифровой грамотности и основы для computational thinking — системного мышления XXI в. В статье приводится обзор результатов, полученных в данном направлении. Специальное внимание уделяется проблеме визуализации и представления в реальном мире алгоритмических процессов и задающих их программ.

Ключевые слова: информатика, цифровая грамотность, computational thinking, робот, язык программирования, Лого, ПервоЛого, ПиктоМир, визуализация.

Поступила в редакцию: 21.11.2019
Исправленный вариант: 11.09.2020

DOI: 10.14357/19922264200414



© МИАН, 2024