Аннотация:
Дано описание трех верхних уровней классификации объектов предметной области информатики, которая позиционируется как составная часть системы научного знания, охватывающая широкий спектр информационных и компьютерных наук. Границы предметной области при таком позиционировании значительно расширяются и во многом соответствуют концепции полиадического компьютинга Пола Розенблума. В предлагаемой научной парадигме информатики все сущности ее предметной области разделены на два глобальных класса: объекты и их трансформации. Для каждого такого класса в процессе создания парадигмы конструируется своя классификация. С формирования этих классификаций и началось построение парадигмы. В данной статье рассматриваются три верхних уровня классификации объектов предметной области информатики. Основанием для построения первого уровня (самого верхнего) служит предложенное ранее деление предметной области информатики на среды: ментальную, сенсорно воспринимаемую, цифровую и ряд других сред. Основанием для построения второго уровня служит разделение сенсорно воспринимаемых объектов информатики на данные и знаковую информацию как результат преобразования в знаковую форму когнитивных структур человека. Основанием для построения третьего уровня служит типология знаковых систем А. Соломоника. Цель статьи состоит в описании подхода к построению трех верхних уровней классификации объектов информатики и его сопоставлении с ранее использованными подходами к описанию основных сущностей ее предметной области. Также на основе предлагаемого подхода отчасти сформулированы ответы на те вопросы Томаса Куна об основных сущностях предметной области, которые должна содержать парадигма любой науки, а не только информатики.
Ключевые слова:научная парадигма, классификация объектов предметной области информатики, основания классификации, среды предметной области.