Аннотация:
В статье исследована модель стратегического взаимодействия компаний на рынке количественной олигополии, если помимо конкурентов, максимизирующих прибыль по Курно, появляются компании, ориентирующиеся исключительно на сложившуюся на рынке цену и выбирающие объемы поставок продукции из равенства цены и предельных издержек. Причиной этого может стать как недоступность информации об отраслевом спросе и издержках конкурентов, так и неучет фирмой собственного влияния на параметры рыночного равновесия или просто интуитивное стремление к упрощению стратегического поведения. Несмотря на кажущуюся недальновидность, такое поведение в некоторых ситуациях может даже увеличить прибыли ценополучателей, поскольку стратегические конкуренты подстраивают свое поведение под изменившиеся условия функционирования рынка.
Проанализирован случай линейного спроса и симметричных фирм, характеризующихся квадратичными издержками. Продемонстрировано, что ценополучатели расширяют производство не только сильнее стратегических конкурентов, но и сильнее лидера по Штакельбергу. В то же время, прибыль в результате перехода в состав ценополучателей может как вырасти, так и упасть, что зависит от параметров рынка, в частности наклона функции спроса и скорости увеличения предельных издержек. Показано, что вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но увеличивается на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале — единственный.
Ключевые слова:количественная олигополия, стратегическое взаимодействие, модель Курно, модель Штакельберга, ценополучатели, неоднородность.