Аннотация:
Рассматривается дифференциальная игра (ДИ)
сближения–уклонения, а также ее релаксации, конструируемые с учетом
соображений приоритетности в вопросах реализации наведения на
целевое множество (ЦМ) и соблюдения фазовых ограничений (ФО).
Относительно ЦМ предполагается замкнутость в естественной топологии
пространства позиций, а относительно множества, определяющего ФО,
постулируется замкнутость сечений, отвечающих фиксации моментов
времени. Для такой постановки с использованием метода программных
итераций (МПИ) установлен вариант альтернативы в некоторых
естественных классах стратегий игроков (аналог альтернативы
Н. Н. Красовского, А. И. Субботина). Рассматривается схема релаксации
игровой задачи сближения для общего случая нелинейной ДИ с
незамкнутым, вообще говоря, множеством, определяющим ФО. При
построении релаксаций учитываются соображения, связанные с
приоритетностью в «степени» осуществления наведения на ЦМ и
соблюдения ФО (исследуется случай «несимметричного» ослабления
условий окончания игры). Вводится функция позиции, значения которой
(с «поправкой» на приоритетность) играют всякий раз роль аналога
наименьшего размера окрестностей ЦМ и множества, задающего ФО, при
которых еще возможно гарантированное решение релаксированной задачи
игрока, заинтересованного в сближении с ЦМ при соблюдении ФО.
Показано, что значение данной функции (при фиксации позиции игры)
является ценой ДИ на минимакс–максимин функционала качества, который характеризует
как «степень» сближения с ЦМ, так и «степень» соблюдения
исходных ФО.
Ключевые слова:альтернатива, дифференциальная игра, квазистратегия,
метод программных итераций, релаксация задачи сближения.