Аннотация:
В статье определяется круг лингвистических положений, которые вместе с представлениями психологической теории деятельности могут быть интегрированы в модели целепорождения и в технологии приобретения знаний интеллектуальными системами. Рассматривается эволюция лингвистических трактовок понятия “цель”. Показано, что ее логика состоит в постепенном снятии ограничений на введение в лингвистическое исследование сложившихся знаний о целеполагании и психологическом строении человеческой деятельности. На материале речевого жанра “план-инструкция”, наиболее непосредственно воплощающем в речевой форме процессы целеполагания и планирования, предлагается лингвистическая интерпретация деятельностной модели знака. Описываются языковые средства выражения его содержательных компонентов как предпосылка формализации инструктирующих текстов. Раскрывается эвристическая ценность включения в модель целеобразования, осуществляемого интеллектуальной системой, представлений о знаковой опосредованности этого процесса.