Аннотация:
Задача порядковой классификации заключается в разнесении экспертом полного множества альтернатив на несколько классов. На набор классов и оценки по критериям распространяется требование порядка – классы и шкалы оценок по критериям должны быть упорядочены в соответствии с целью классификации. Множество альтернатив представлено в виде всевозможных комбинаций наборов оценок по всем критериям. В силу упорядоченности задачи классы, полученные после ее решения, могут быть заданы только своими границами. Остальные альтернативы, принадлежащие классу, будут находиться в отношении доминирования хотя бы с одной из граничных альтернатив, т. е. между границами. Существует гипотеза, что путем анализа границ можно выявить решающие правила, близкие к тем, которые эксперт неявно использует при построении классификации. В статье вводится формальное определение решающего правила и предлагается алгоритм для представления границы классов в виде набора решающих правил.
Ключевые слова:порядковая классификация, вербальный анализ решений, решающие правила, границы классов.