Аннотация:
Освоение акватории Северного Ледовитого океана в качестве круглогодичного транспортного коридора из Юго-Восточной Азии в Западную Европу обеспечит экономические преимущества для России, сравнимые по значимости с каналами между океанами – Суэцким и Панамским. Экономически эффективная круглогодичная навигация на северном транспортном коридоре возможна при подводной схеме доставки грузов. Для снижения стоимости проекта предлагается постройка подводных судов из армированного бетона и железобетона, значительно более дешëвых и технологичных материалов по сравнению со сталью. Погрузку-разгрузку предлагается производить в лихтеры, надводные суда, а загрузку лихтеров в подводные транспортные суда осуществлять перед границей льдов. Открытие тяжëлых (более 10000 т) люков для погрузки лихтеров возможно в подводном положении транспортного судна, когда вес люков компенсируется силой Архимеда. В работе представлен системный анализ проекта, его экономическое обоснование, а также простые математические модели, необходимые для демонстрации эффективности подводного транспортного флота.