RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Препринты Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН // Архив

Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша, 2002, 009, 24 стр. (Mi ipmp983)

Элементы методологии стратегического управления предприятиями

И. Ю. Балабан, Ю. М.-Л. Костюковский


Аннотация: Конструируются простые (в детерминированной постановке задачи) количественные меры и оценки устойчивости показателя рентабельности активов (return on assets) предприятия. Введенная количественная мера устойчивости показателя рентабельности активов предприятия рассматривается как внутреннее свойство, атрибутивно присущее динамическому объекту, каким является предприятие, как его собственное «самовыравнивание». Поскольку в процессе организационного стратегического развития предприятия его руководство интуитивно всегда пытается прежде всего найти компромисс между тремя ключевыми характеристиками предприятия – его эффективностью, устойчивостью и управляемостью этой эффективности – возникла идея построить свертку в виде суперпозиции оценок названных выше ключевых характеристик предприятия. Осуществление такой суперпозиции существенно облегчает то обстоятельство, что все анализируемые в работе количественные меры и оценки оказываются зависящим от одних и тех же двух переменных и имеют одни и те же экстремальные точки на плоскости этих переменных. Формулируются общие требования к этой суперпозиции оценок. Сама суперпозиция названа функцией интегральной полезности, а образующие ее оценки – парциальными полезностями. Развиваемый подход используется для сравнительной оценки стратегий конкретных ведущих зарубежных нефтегазовых корпораций («Exxon Mobil», «British Petroleum», «Shell Group» и других ведущих зарубежных нефтегазовых гигантов), с одной стороны, и крупнейшими нефтегазовыми холдингами России («Лукойл», «Газпром», «Юкос» и другими), – с другой.



© МИАН, 2025