RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Математика. Механика. Информатика // Архив

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Математика. Механика. Информатика, 2017, том 17, выпуск 2, страницы 219–230 (Mi isu718)

Эта публикация цитируется в 9 статьях

Научный отдел
Информатика

Анализ путей возникновения и предотвращения критических сочетаний событий в человекомашинных системах

А. С. Богомоловab

a Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, Саратов, Астраханская, 83
b Институт проблем точной механики и управления РАН, Россия, 410024, Саратов, Рабочая, 24

Аннотация: Предлагаются модели, методы и алгоритмы для анализа процессов развития и предотвращения критических сочетаний событий различного рода, приводящих к авариям и катастрофам в человекомашинных и организационных системах. Критические сочетания представляют собой комбинации событий, которые по отдельности относительно неопасны, но в совокупности приводят к аварии. В техногенных системах такими событиями являются отдельные ошибки операторов, отказы техники и неблагоприятные воздействия внешней среды. Для исследования таких сочетаний и определения мер по их предотвращению используются подходы вероятностного анализа безопасности, строятся логические деревья, минимальные сечения которых рассматриваются как модели критических сочетаний событий. Для минимальных сечений строятся графы событий и системы дифференциальных уравнений, из решений которых можно определить вероятность реализации того или иного минимального сечения, а также интенсивность мер по снижению этих вероятностей, которые следует предпринимать на различных интервалах времени для данной системы. В качестве примера анализируются ситуации, связанные с возникновением критических сочетаний событий, приводящих к пожарам в двигателе двухмоторного воздушного судна и его последующей аварийной посадке.

Ключевые слова: авиационная транспортная система, критическое сочетание событий, авария, вероятностный анализ безопасности, дерево отказов, минимальное сечение.

УДК: 501.1

DOI: 10.18500/1816-9791-2017-17-2-219-230



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024