RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Математика. Механика. Информатика // Архив

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Математика. Механика. Информатика, 2022, том 22, выпуск 3, страницы 315–321 (Mi isu945)

Научный отдел
Математика

Application of queueing network models in insurance

[Применение сетевых моделей массового обслуживания в страховании]

T. V. Rusilko

Yanka Kupala State University of Grodno, 22 Ozheshko St., Grodno 230023, Belarus

Аннотация: Целью работы является исследование вопросов функционирования страховых компаний с помощью методов теории сетей массового обслуживания. Во ведении дан краткий обзор научных работ, посвященных моделированию процессов функционирования страховых компаний. В частности, рассмотрены работы, основанные на применение марковских случайных процессов и систем массового обслуживания. В первой части статьи в качестве модели процесса обработки страховых исков предложена замкнутая экспоненциальная сеть массового обслуживания. Дано описание процесса и соответствующей ему сетевой модели. Пребыванию заявки в определенном узле сети массового обслуживания и ее маршрутизации между узлами сети соответствует определенное состояние страхового иска и его маршрутизация между оценщиками рисков разных типов в страховой компании. Во второй части статьи процесс состояния сети массового обслуживания исследован в асимптотическом случае большого числа заявок. В этом случае его плотность распределения вероятностей удовлетворяет уравнению Фоккера – Планка – Колмогорова. В третьей части статьи обоснован переход к системе обыкновенных дифференциальных уравнений для моментов первых двух порядков вектора состояния модели. Решение этой системы позволяет прогнозировать динамику ожидаемого числа страховых исков в узлах модели в стационарном и переходном режимах. Моменты второго порядка могут быть использованы для расчета волатильности числа страховых исков в каждом из узлов модели и для исследования корреляции между числом исков в разных узлах сети. В заключении отмечены области применения полученных результатов.

Ключевые слова: страховая компания, математическая модель, сеть массового обслуживания, асимптотический анализ, модель обработки страховый исков.

УДК: 519.872

Поступила в редакцию: 25.11.2021
Принята в печать: 05.04.2022

Язык публикации: английский

DOI: 10.18500/1816-9791-2022-22-3-315-321



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024