RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Физика // Архив

Изв. Сарат. ун-та. Нов. cер. Сер. Физика, 2019, том 19, выпуск 4, страницы 317–326 (Mi isuph362)

Методический отдел

Диссертация как научный нарратив

В. М. Аникинab, И. В. Измайловc, А. В. Лячинc, Б. Н. Пойзнерc

a Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
b Саратовский филиал Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН
c Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация: В статье обращается внимание авторов диссертаций (магистрантов, аспирантов, соискателей) на нарративный аспект диссертации. Признаки понятия «нарратив» (от англ. narrative - рассказ) в полной мере могут быть отнесены к диссертации (от лат. dissertatio - исследование). Об этом говорит уже исток термина: он происходит от латинского слова narrare («рассказывать»), которому родственны gnarus («знающий о чём-либо, сведущий») и ignorantia («невежество, неопытность, незнание»). Диссертация должна обладать качествами «объясняющего рассказа», раскрывающего с позиции автора историю знаний в рассматриваемой области исследований и историю собственного творческого роста автора, сопровождающуюся (на основе проведенного анализа) формулировкой причинноследственных связей между описываемыми явлениями. Успех реализации такой ситуации в процессе написания диссертации связан с развитием у магистрантов и аспирантов способности рефлексировать над научным текстом и своими внутренними «трансформациями» - переходами от роли «слушателя» к роли «рассказчика» и наоборот, а также контролировать тип дискурса.

Ключевые слова: диссертация, нарратив, нарратор, наррататор, статусно-ориентированный дискурс.

УДК: 383+37.013(082)+001.8(031)

DOI: 10.18500/1817-3020-2019-19-4-317-326



© МИАН, 2024