RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика // Архив

Известия вузов. ПНД, 2021, том 29, выпуск 3, страницы 449–456 (Mi ivp428)

Эта публикация цитируется в 16 статьях

НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА И НЕЙРОНАУКА

Modern research on primary school children brain functioning in the learning process: review

[Современные исследования функционирования мозга детей младшего школьного возраста в процессе обучения: обзор]

T. V. Bukinaa, M. V. Khramovaab, S. A. Kurkinbc

a Saratov State University, Russsia
b Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia
c Innopolis University, Russia

Аннотация: Цель настоящего обзора - рассмотреть исследования, связанные с изучением мозговой активности младших школьников в образовательном процессе; выяснить, насколько подобные работы распространены, определить основные направления деятельности ученых в данной области, а также избранные подходы к исследованиям. Методы. Для отбора подходящих к изучаемой теме статей использовался качественный контент-анализ: в роли требований были определены несколько наборов ключевых слов, журналы с квартилем не ниже второго, а также английский язык публикации. Результаты. Анализ исследовательских работ показал повышающийся интерес к затрагиваемой теме среди ученых. Были выделены шесть основных групп исследований в области нейровизуализации: измерение когнитивных способностей, сравнение возрастных категорий, технические и методические нюансы проведения исследований посредством нейровизуализации, изучение влияния на показатели различных факторов, применение средств нейровизуализации в процессе обучения, регистрация мозговой активности у детей с отклонениями в развитии. Выделены работы, посвященные развитию памяти и внимания. Рассмотрены особенности исследования математических способностей и навыков, а также чтения. Отмечены преимущества и недостатки портативной электроэнцефалографии. Указаны особенности проведения процедуры магнитно-резонансной томографии у детей с отклонением в развитии. Заключение. Несмотря на многообразие направлений исследований, применение технологий интерфейс мозг-компьютер в процессе обучения в ходе обзора не встретилось. По мнению авторов, не хватает длительных исследований с применением подобных технологий в специфике предметного обучения, позволяющего отслеживать его прогресс. Представлены выводы о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: электроэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография, интерфейс "мозг- компьютер", исследование мозга, младшие школьники, обучение.

УДК: 530.182

Поступила в редакцию: 21.11.2020

Язык публикации: английский

DOI: 10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024