RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН // Архив

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2020, выпуск 6, страницы 242–255 (Mi izkab255)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

Модель онтогенеза регионального образовательного пространства

Р. В. Гурфова, И. В. Ашинова, Х. В. Машуков, А. А. Ширитов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Аннотация: В работе рассматриваются проблемы взаимодействия вузов региона по основным трекам развития высших учебных заведений и их ответ на глобальные вызовы. Анализируются финансово-экономическая деятельность каждого из вузов территории, их вклад в образовательное пространство региона и законы их взаимодействия. В основе исследования лежит теория триплекса. Построены описательные и математические модели генезиса пространства знаний, пространства согласия и пространства инноваций. Выстроено их синергетическое взаимодействие с использованием диффундирующего свойства пространств. На основе уравнения диффузии сформирована модель онтогенеза региональных вузов.
Определены основные стратегические задачи вузов на период до 2025 года. Выявлены их треки развития и пути становления в образовательном пространстве территории. Смоделирован процесс финансирования основных стратегических задач развития образовательного пространства региона.
Предложена схема определения с помощью методов оптимизации вклада каждого вуза по каждой стратегической задаче и их решению в наиболее эффективном варианте. Результатом рассмотрения модели являются значения оптимальных затрат по региону, направленных на достижение основных экономических целей.
Полученные в работе результаты – очередной этап разработки полной модели стратегического развития системы высших учебных заведений региона.

Ключевые слова: генезис развития, тройная спираль, модель триплекса, пространство знаний, пространство согласия, пространство инноваций, глобальные вызовы, образование, уравнение диффузии.

УДК: 330.04

Поступила в редакцию: 10.12.2020

DOI: 10.35330/1991-6639-2020-6-98-242-255



© МИАН, 2024