Аннотация:
Для лучшего соответствия требованиям работодателей и повышения конкурентоспособности вузов, дающих экономическое и инженерное образование, предлагается использовать новые инструменты для обучения студентов, например, индивидуальные траектории и другие формы индивидуализации обучения. Важно учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако ФГОС сохраняют достаточно альтернатив для индивидуализации обучения в плане выбора специализации в некоторой профессиональной области.
Например, для студентов, изучающих информационные технологии, такая специализация может состоять в выборе разных отраслей хозяйства: банки, телекоммуникации, промышленное производство, логистика, автомобильная промышленность, интернет-компании, социальные сети и т.п. Индивидуализация обучения может заключаться в более подробном изучении одного из направлений в ИТ: базы данных, экспертные системы, распределенные реестры, искусственный интеллект, распознавание образов, понимание естественного языка, управление автоматизированными системами и технологическими процессами, робототехника и т.д. Возможности индивидуализации обучения студентов есть даже в рамках ФГОС. Приведены примеры индивидуализации обучения со студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Практическая деятельность показала, что индивидуализация усложняет работу и повышает временные затраты персонала вузов на управление траекториями в обучении студентов. Достижения миварных технологий логического искусственного интеллекта позволяют
автоматизировать рутинные операции по управлению индивидуальными траекториями обучающихся. В целом искусственный интеллект может помочь практически во всех задачах экономического и инженерного образования в условиях перехода к непрерывному обучению
людей «через всю жизнь».
Ключевые слова:индивидуализация обучения, мотивация, жизненная стратегия, элективные
дисциплины, экономические системы, искусственный интеллект, мивар, миварные сети, экспертные системы, системы принятия решений, роботы.