Аннотация:
В процессе эксплуатации при циклическом силовом воздействии в металле рельсов со временем происходят различные физико-механические процессы: пластическая деформация поверхности катания, образование внутренних и поверхностных трещин, изменение остаточных напряжений и др. Как следствие, ухудшаются механические характеристики и снижается работоспособность рельсов. Выполнен микроструктурный анализ поверхности сечения двух рельсов с внутренними трещинами – продольной и поперечной. Рельсовые пробы изъяты из эксплуатации после многолетнего срока службы. Фрактографический анализ поверхности трещины и окружающего ее материала указывает на значительную деградацию физико-механических свойств рельсовой стали и интенсивное структурообразование в процессе длительной эксплуатации рельсов.
Ключевые слова:рельсовая сталь, металлография, усталостная трещина, микроструктура металла, поверхность разрушения.
Поступила в редакцию: 19.03.2021 Исправленный вариант: 10.04.2021 Принята в печать: 14.04.2021