RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Моделирование и анализ информационных систем // Архив

Модел. и анализ информ. систем, 2015, том 22, номер 3, страницы 356–371 (Mi mais446)

Scheduling problems of stationary objects with the processor in one-dimensional zone

[Построение расписаний обслуживания стационарных объектов перемещающимся в одномерной зоне процессором]

N. A. Dunichkinaa, D. I. Koganb, Yu. S. Fedosenkoa

a Volga State University of Water Transport, Nesterova str., 5a, Nizhny Novgorod, 603005, Russia
b Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics, Stromynka str., 20, Moscow, 107996, Russia

Аннотация: Рассматривается математическая модель, в которой мобильный процессор, перемещаясь в пределах одномерной рабочей зоны, реализует однофазное однократное обслуживание рассредоточенной в пределах этой зоны совокупности стационарных объектов. В процессе перемещений в рабочей зоне процессор совершает два рейса — прямой и обратный. При этом часть объектов обслуживается в прямом рейсе, остальные объекты — в обратном рейсе. Обслуживание любого объекта нельзя начать ранее предписанного ему срока. С каждым объектом ассоциирован индивидуальный штраф, являющийся монотонно возрастающей функцией от момента завершения его обслуживания. В качестве минимизируемых критериев оценки качества расписаний обслуживания выступают момент завершения работ по всей совокупности объектов и величина суммарного штрафа по ним. Ставятся и исследуются оптимизационные задачи с одним и двумя критериями оценки, конструируемые решающие алгоритмы основаны на принципе динамического программирования и концепции Парето; последовательная их реализация продемонстрирована на численных примерах. Показано, что алгоритм решения задачи на оптимальное быстродействие является полиномиальным, а задача построения расписания обслуживания, обеспечивающего минимизацию величины суммарного штрафа по всем объектам, является $NP$–трудной. Соответственно бикритериальная задача с указанными критериями оценки относится к числу труднорешаемых, вычислительная сложность алгоритма построения расписания обслуживания является экспоненциальной. Модель описывает процессы снабжения топливом плавучих дизель-электрических комплексов, осуществляющих русловую добычу инертных строительных материалов в крупномасштабных районах речных путей. Модели и оптимизационные задачи, подобные рассматриваемым, представляют интерес для таких приложений, как управление дозаправкой топливом орбитальной группировки спутников и магистральных гражданских самолетов.
Статья публикуется в авторской редакции.

Ключевые слова: теория расписаний, динамическое программирование, принцип Парето, $NP$-трудность, многокритериальная оптимизация.

УДК: 519.987

Поступила в редакцию: 25.03.2015

Язык публикации: английский

DOI: 10.18255/1818-1015-2015-3-356-371



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024