Аннотация:
Информационные системы (ИС) оставляют многочисленные следы и журналы событий своей работы. В контексте сервисно-ориентированной архитектуры (СОА) информационной системы такие журналы содержат детальную информацию о последовательностях вызовов процессов и сервисов. Современные инструменты мониторинга приложений и отслеживания ошибок их исполнения предоставляют довольно простые средства поиска и фильтрации журналов событий. Тем не менее, “интеллектуальный” анализ таких журналов событий является крайне полезным, так как может предоставить ценную информацию об архитектуре системы, взаимодействии между бизнес-доменами и сервисами. В работе рассматриваются журналы событий (представляющие данные о системных исполнениях) большой информационной системы поддержки бронирования, на основании данных которых производится обнаружение нарушений архитектурных принципов взаимодействия компонентов и общих антипаттернов СОА. Для анализа этих журналов применяются проверенные подходы дисциплины извлечения и анализа процессов (process mining). Process mining применяется для автоматического синтеза моделей процессов, анализа этих процессов и их улучшения на основе информации о поведении ИС, записанной в виде журналов событий. На базе нескольких конкретных примеров демонстрируется успешное применения подходов process mining для анализа системных исполнений и приводится обоснование необходимости дальнейших исследований в данной области.
Статья публикуется в авторской редакции.
Ключевые слова:извлечение и анализ процессов, программные процессы, анализ системных исполнений.