RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Моделирование и анализ информационных систем // Архив

Модел. и анализ информ. систем, 2021, том 28, номер 1, страницы 74–88 (Mi mais736)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

Computing methodologies and applications

Алгоритм корректировки уровней полезных сигналов при расшифровке вихретоковых дефектограмм

Е. В. Кузьминa, О. Е. Горбуновb, П. О. Плотниковb, В. А. Тюкинb, В. А. Башкинab

a Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, г. Ярославль, 150003 Россия
b ООО «Центр инновационного программирования», NDDLab, ул. Союзная, д. 144, г. Ярославль, 150008 Россия

Аннотация: Для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте регулярно проводится неразрушающий контроль рельсов с применением различных подходов и методов, включая методы вихретоковой дефектоскопии. Актуальной задачей является автоматический анализ больших массивов данных (дефектограмм), которые поступают от соответствующего оборудования. Под анализом понимается процесс определения по дефектограммам наличия дефектных участков наряду с выявлением конструктивных элементов рельсового пути. Данная статья продолжает цикл работ, посвященных задаче автоматического распознавания образов дефектов и конструктивных элементов железнодорожных рельсов по вихретоковым дефектограммам. При формировании этих образов принимаются в расчет только полезные сигналы, пороговые уровни амплитуд которых определяются автоматически по вихретоковым данным. Применяемый ранее алгоритм нахождения пороговых уровней был ориентирован на ситуации, при которых подавляющее большинство поступающих от дефектоскопа сигналов составляет рельсовый шум. Сигнал считается полезным и подлежит дальнейшему анализу, если его амплитуда в два раза превосходит соответствующий пороговый уровень шума. Статья посвящена задаче корректировки пороговых уровней с учётом необходимости выявления протяжённых поверхностных дефектов рельсов. Предлагается алгоритм нахождения значений пороговых уровней амплитуд рельсового шума с их последующей корректировкой в случае наличия большого количество полезных сигналов от протяженных дефектов. Приводятся примеры работы алгоритма на реальных вихретоковых данных.

Ключевые слова: неразрушающий контроль рельсов, вихретоковая дефектоскопия, обнаружение дефектов, автоматический анализ дефектограмм.

УДК: 004.021

MSC: 68T09

Поступила в редакцию: 21.10.2020
Исправленный вариант: 17.02.2021
Принята в печать: 12.03.2021

DOI: 10.18255/1818-1015-2021-1-74-88



© МИАН, 2024