RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическая теория игр и её приложения // Архив

МТИП, 2019, том 11, выпуск 3, страницы 53–76 (Mi mgta240)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Система обслуживания-запасания типа $M/M/1$ с каникулами, прерываниями каникул и потерянными продажами

Маникандан Рангасвамиa, Саджив С. Наирb

a Центральный университет штата Керала, Математический факультет, Касарагод, Индия
b Государственный инженерный колледж, Математический факультет, Триссур, Индия

Аннотация: Рассматривается односерверная система обслуживания-запасания в условиях стратегии пополнения $(s,Q)$ с каникулами, прерываниями каникул и потерянными продажами. Во время каникул сервер предоставляет обслуживание с меньшей скоростью, чем в обычном режиме обслуживания. Если в режиме каникул некоторая заявка обслуживается сервером, то сервер продолжает и завершает ее обслуживание в этом же режиме. После этого он переключается на обычный режим обслуживания при условии, что в очереди находится хотя бы одна заявка. Если в очереди на данный момент времени не находится ни одной заявки, то сервер переключается на режим каникул. Будем также полагать, что если на момент завершения обслуживания в период каникул в системе находятся заявки, то сервер возвращается в обычный рабочий режим, иначе – остается в режиме каникул. Для системы с бесконечной вместимостью получено условие стационарности системы, а также вычислено значение вектора стационарного распределения. Приведены оценки различных критериев производительности. Кроме того, произведен анализ периода загрузки и получено стационарное распределение времени ожидания в очереди. Приведены численные иллюстрации производительности системы, а также предложена задача оптимизации.

Ключевые слова: обслуживание-запасание, положительное время обслуживания, каникулы сервера, утерянные продажи.

УДК: 519.25, 004.75, 519.216.5
ББК: 22.18

Поступила в редакцию: 19.07.2018
Исправленный вариант: 09.09.2019
Принята в печать: 30.09.2019



© МИАН, 2024