Аннотация:
В различных сетях (энергетических, электрических, компьютерных, связи и др.) при больших нагрузках и интенсивных потоках реальные пропускные параметры сети определяются не только пропускной способностью составляющих её частей, емкостью отдельных элементов и устройств, но в значительной мере заложенными при проектировании сети возможностями согласованной работы отдельных элементов сети (аналогично тому, как мало зависит реальная скорость движения автомобиля от его характеристик и действий водителя в заторах при интенсивном уличном движении в мегаполисе). В дополнение к традиционным алгебраическим и статистическим математическим моделям в данной области для исследования таких процессов и экстремальных ситуаций в сетях, а также для проектирования и оптимизации, в данной работе предлагается вычислительная модель, предназначенная для исследования динамики переходных процессов, происходящих в электроэнергетических системах, основанная на решении соответствующих краевых задач для уравнений в частных производных на графах. Предложенная модель имеет ряд кардинальных отличий от существующих в настоящее время и позволяет:
– учитывать временную электродинамику всех происходящих в сети процессов и моделировать работу глобальных (межрегиональных) электроэнергетических систем (ЭС) заданной топологии;
– рассчитывать возможный эффект влияния от воздействия произвольных внешних факторов, так же как исследовать экстремальные ситуации в ЭС;
– обеспечивать предварительное тестирование ЭС в различных режимах работы перед вводом их в эксплуатацию, а также в целях проектирования и оптимизации ЭС;
– существенно продвинуться в поисках оптимальных энергосберегающих режимов работы энергетических ЭС заданной топологии.