Аннотация:
Дан обзор математических моделей формирования, эволюции и разрушения струйно-вихревого следа авиалайнера в турбулентной атмосфере, а также моделей физических процессов, происходящих в нем (конденсации паров воды, столкновения капель за счет броуновского блуждания и турбулентных пульсаций несущей среды, коагуляции и дробления капель, рассеяния на них зондирующего излучения). Приведены результаты численного моделирования трехмерного полидисперсного визуализирующего шлейфа пассажирского самолета в окрестности аэропорта. Задача актуальна с точки зрения повышения безопасности полета в области современного сильно загруженного аэропорта. Полученные результаты могут найти приложение при исследовании вопросов загрязнения атмосферы выхлопами авиационных двигателей в области аэропорта и при полете на эшелоне.