RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическое моделирование // Архив

Матем. моделирование, 2017, том 29, номер 4, страницы 88–100 (Mi mm3839)

Эта публикация цитируется в 14 статьях

Модель автомобильного трафика с запаздывающим аргументом — исследование устойчивости на кольце

В. В. Курц, И. Е. Ануфриев

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация: Рассматривается микроскопическая модель автомобильного трафика с запаздывающим аргументом. Ускорение каждого транспортного средства зависит от его скорости, а также от скорости лидера и дистанции до него. Функция ускорения в явном виде включает в себя время реакции водителя. С одной стороны, это является несомненным преимуществом модели, с другой — значительно усложняет ее математический анализ. Предметом исследования является устойчивость стационарного состояния транспортного потока на кольце. На основе метода бифуркаций Хопфа получены условия на параметры модели и время реакции водителя, при которых имеет место устойчивость решения системы дифференциальных уравнений, описывающей динамику транспортного потока на кольце. Расчеты показывают, что существуют значения для параметров модели и времени реакции водителя, которые удовлетворяют полученным условиям и при этом обеспечивают реалистичную динамику транспортных средств. Важным результатом является и тот факт, что данная модель способна воспроизводить такой феномен, как stop-and-go волны, которые широко известны в теории транспортных потоков и наблюдаются на практике. Последнее является еще одним преимуществом рассматриваемой модели автомобильного трафика.

Ключевые слова: теория транспортных потоков, дифференциальные уравнения с запаздывающим аргументом, линейная устойчивость стационарного состояния на кольце, метод бифуркаций Хопфа.

Поступила в редакцию: 14.06.2016


 Англоязычная версия: Mathematical Models and Computer Simulations, 2017, 9:6, 679–687

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024