Аннотация:
Рассматривается многокритериальная задача оптимизации государственного регулирования качества человеческого капитала в информационном обществе. Описана дискретная динамическая модель человеческого капитала, учитывающая возрастную динамику информированности и когнитивных способностей индивида как носителя информации. На траекториях рассматриваются пожизненные индексы человеческого капитала: продуктивность и креативность, учитывающие первичный прирост качества человеческого капитала, и далее его спад в старшем возрасте. Задача государственного регулирования описывается как двухкритериальная максимизация популяционных математических ожиданий индексов для поколения с учетом не только естественного распределения индивидов по стартовым значениям, но и возможностей социализации в рамках управляемой государством системы образования. В основе идентификации модели лежит учет известных популяционных ограничений на фазовую трубку траекторий. Модель идентифицируется и исследуется методами, использующими аппроксимацию метрическими сетями Шеннона. Показано, что оптимальный выбор государством образовательных приоритетов зависит от параметров социума: возрастных коэффициентов смертности и бюджета времени, доступного для социализации невзрослого. Существуют сочетания параметров, приводящие к конфликту критериев регулирования, в этом случае решением является множество стратегий, оптимальных по Парето. В случае России существует доминирующее решение, предполагающее приоритетное развитие когнитивных способностей, а не информированности.
Ключевые слова:человеческий капитал, когнитивные способности, государственное регулирование образования, информационное общество, дискретная динамическая модель, многокритериальная оптимизация, метрический анализ данных, оптимальность по Парето, трубка траекторий.
Поступила в редакцию: 05.11.2019 Исправленный вариант: 05.11.2019 Принята в печать: 23.12.2019