Аннотация:
Наличие остатков атмосферы на сверхнизких орбитах $H = 100$-–$200$ км, где должен
функционировать космический аппарат с прямоточным воздушным электрореактивным двигателем (КА с ПВЭРД) обуславливает необходимость выполнения газодинамических расчётов для более точного моделирования динамики его движения по орбите. В соответствии с исследуемыми процессами такие расчёты могут быть разделены на 2 типа: обтекание внешних обводов КА потоком разреженного газа и его течение во внутреннем канале ПВЭРД. В первом случае оцениваются моменты и силы,
действующие на КА при движении по орбите, исследуются пути снижения аэродинамического сопротивления, рассматриваются варианты управления движением КА отклонением управляющих поверхностей. Во втором случае изучается течение газа
внутри входного устройства и накопителя, рассчитываются основные параметры
(давление, скорость и концентрация частиц вдоль продольного внутреннего канала),
анализируется их влияние на работу двигателя. Оба типа расчётов позволяют оценить
возможность функционирования КА с ПВЭРД на низких орбитах, их результаты являются выходными данными для теоретического анализа динамики движения КА по
орбите. В данной работе рассматривается параметрически определяемая геометрия
КА с ПВЭРД в виде проточного канала (состоящего из конфузорной и цилиндрических частей с сотовым заполнителем на входе) с прикрепленными к нему плоскими
солнечными панелями. Основной результат исследования — оценка характеристик выбранной аэродинамической компоновки КА, частью которой является пассивный воздухозаборник двигательной установки. Оценен вклад с точки зрения аэродинамики
отдельных частей КА. Расчёты выполнялись с помощью метода прямого численного
моделирования Монте-Карло (DSMC), численная модель верифицирована с помощью
аналитических соотношений для простых форм.