RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Математическое моделирование // Архив

Матем. моделирование, 2024, том 36, номер 3, страницы 115–133 (Mi mm4545)

Моделирование обтекания свободномолекулярным потоком космического аппарата с воздушным электрореактивным двигателем

Д. И. Падалицаab, А. С. Филатьевa, О. В. Яноваab, А. А. Голиковab

a Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
b Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского, г. Жуковский

Аннотация: Наличие остатков атмосферы на сверхнизких орбитах $H = 100$-–$200$ км, где должен функционировать космический аппарат с прямоточным воздушным электрореактивным двигателем (КА с ПВЭРД) обуславливает необходимость выполнения газодинамических расчётов для более точного моделирования динамики его движения по орбите. В соответствии с исследуемыми процессами такие расчёты могут быть разделены на 2 типа: обтекание внешних обводов КА потоком разреженного газа и его течение во внутреннем канале ПВЭРД. В первом случае оцениваются моменты и силы, действующие на КА при движении по орбите, исследуются пути снижения аэродинамического сопротивления, рассматриваются варианты управления движением КА отклонением управляющих поверхностей. Во втором случае изучается течение газа внутри входного устройства и накопителя, рассчитываются основные параметры (давление, скорость и концентрация частиц вдоль продольного внутреннего канала), анализируется их влияние на работу двигателя. Оба типа расчётов позволяют оценить возможность функционирования КА с ПВЭРД на низких орбитах, их результаты являются выходными данными для теоретического анализа динамики движения КА по орбите. В данной работе рассматривается параметрически определяемая геометрия КА с ПВЭРД в виде проточного канала (состоящего из конфузорной и цилиндрических частей с сотовым заполнителем на входе) с прикрепленными к нему плоскими солнечными панелями. Основной результат исследования — оценка характеристик выбранной аэродинамической компоновки КА, частью которой является пассивный воздухозаборник двигательной установки. Оценен вклад с точки зрения аэродинамики отдельных частей КА. Расчёты выполнялись с помощью метода прямого численного моделирования Монте-Карло (DSMC), численная модель верифицирована с помощью аналитических соотношений для простых форм.

Ключевые слова: метод численного моделирования Монте-Карло, динамика разреженного газа, ПВЭРД, OpenFOAM.

Поступила в редакцию: 19.12.2022
Исправленный вариант: 25.09.2023
Принята в печать: 16.10.2023

DOI: 10.20948/mm-2024-03-08



© МИАН, 2024