RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Russian Journal of Nonlinear Dynamics // Архив

Нелинейная динам., 2015, том 11, номер 1, страницы 127–146 (Mi nd469)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

Об устойчивости положения равновесия дискретной модели заправочного шланга под действием реактивной силы

А. Е. Байков, А. Ю. Майоров

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

Аннотация: Рассмотрена дестабилизация устойчивого положения равновесия неконсервативной системы с тремя степенями свободы под действием линейных сил вязкого трения. Диссипация предполагается полной. Задача решена стандартными методами теории устойчивости. Устойчивость положения равновесия исследуется в линейном приближении. Коэффициенты характеристического полинома построены с помощью алгоритма Леверье. Условия эффекта Циглера и критерий устойчивости получены с помощью теории возмущений. Исследована устойчивость положения равновесия трехзвенной стержневой системы в отсутствие диссипативных сил. В случае малых диссипативных сил построены зона Циглера и критерий устойчивости положения равновесия системы с тремя степенями свободы. Исследовано влияние сил трения произвольных по величине на устойчивость положения равновесия. Результаты исследований могут быть применены для анализа устойчивости неконсервативных систем с тремя степенями свободы. Также трехзвенная стержневая система может быть рассмотрена как дискретная модель заправочного шланга, находящегося под действием реактивной силы истечения жидкости.

Ключевые слова: заправочный шланг, дискретная модель, стержневая система, следящая сила, диссипативные силы, асимптотическая устойчивость, эффект Циглера, зона Циглера, критерий устойчивости.

УДК: 531.01

MSC: 70E50

Поступила в редакцию: 06.12.2014
Исправленный вариант: 28.01.2015



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024