RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Прикладная механика и техническая физика // Архив

Прикл. мех. техн. физ., 2021, том 62, выпуск 2, страницы 183–192 (Mi pmtf200)

Прямое численное моделирование аэроупругих колебаний стержня большого удлинения для режимов, близких к резонансным

С. В. Погудалина, Н. Н. Федорова

Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск, Россия

Аннотация: Представлены результаты численного моделирования колебаний упругого стержня, высота которого существенно больше поперечного размера и который установлен перпендикулярно внешнему потоку и жестко закреплен на подложке. Моделирование выполнено в программном комплексе ANSYS с использованием технологии двунаправленного сопряжения. Вычислены собственные частоты и формы колебаний стержня. Проанализирована структура и описаны особенности течения воздуха в окрестности модели.
Исследован процесс возбуждения колебаний упругого стержня под действием внешнего потока и определено его напряженно-деформированное состояние. Определены режимы колебаний в направлении набегающего потока и в поперечном направлении. Показано, что при близких значениях первой собственной частоты и частоты схода вихрей амплитуда колебаний стержня в поперечном направлении резко увеличивается до значения, приблизительно равного 0,06 высоты стержня, после чего устанавливается автоколебательный режим с постоянной амплитудой в поперечном направлении и переменной амплитудой в направлении набегающего потока.

Ключевые слова: аэроупругость, сопряженные задачи, взаимодействие потоков со структурами, ветровые воздействия, численное моделирование, структура течения, вихревая дорожка Кармана, резонанс.

УДК: 534.131: 539.371

Поступила в редакцию: 21.04.2020
Исправленный вариант: 16.06.2020
Принята в печать: 29.06.2020

DOI: 10.15372/PMTF20210218


 Англоязычная версия: Journal of Applied Mechanics and Technical Physics, 2021, 62:2, 336–343

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024