Аннотация:
В рамках частотного подхода рассмотрены методы исследования устойчивости многосвязных систем. Методы предусматривают: размыкание системы по одному контуру при замкнутых остальных и расчет передаточной функции разомкнутой системы; размыкание системы по всем сигналам выбранного сечения и решение уравнения потери устойчивости; определение собственных значений матрицы передаточных функций разомкнутой системы. Показано, что суть рассмотренных методов сводится к уравнению потери устойчивости, тем самым доказана их эквивалентность для расчета областей устойчивости. Применение методов продемонстрировано при расчете областей устойчивости магистрального самолета с комплексной системой управления в боковом канале, где в качестве органов управления служат элероны и руль направления и реализованы интегральные алгоритмы. Выявлена нелинейная зависимость передаточных функций, определяющих устойчивость замкнутой системы от коэффициентов усиления алгоритмов управления, что вносит неопределенность в понятия запасов по амплитуде и фазе для многосвязных систем.
Ключевые слова:многосвязная система, передаточная функция, разомкнутая система, матрица передаточных функций, область устойчивости, самолет, комплексная система управления.
УДК:
629.7.05
Поступила в редакцию: 18.06.2019 Исправленный вариант: 06.12.2019 Принята в печать: 09.12.2019