RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2022, выпуск 2, страницы 36–48 (Mi pu1277)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Управление техническими системами и технологическими процессами

Адаптивное управление компромиссом между управляемостью и комфортом в модели типа «четверть автомобиля»

М. Алхелу, Я. Вассуф, В. В. Серебренный, А. И. Гаврилов, Е. С. Лобусов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Аннотация: Эффективность подвески транспортного средства обычно оценивается по ее способности обеспечивать максимальный комфорт для пассажиров при передвижении и сохранять непрерывный контакт колес с дорогой. Рассматривается задача управления компромиссом между комфортом и управляемостью в модели системы подвески типа «четверть автомобиля» и ее решение с помощью метода управления с активным подавлением помех (УАПП). Построен адаптивный алгоритм для автоматического управления компромиссом между комфортом и управляемостью в зависимости от параметров УАПП. Идея состоит в том, чтобы использовать сигнал возмущения, оцененный с помощью УАПП, для настройки интересующей области системы. Для подтверждения эффективности предложенного метода адаптивный закон управления протестирован на примере нелинейной гидравлической системы подвески. Кроме того, исследовано влияние амплитуд дорожных возмущений и качества дороги на работу системы. Результаты моделирования показали эффективность и простоту предложенного адаптивного алгоритма.

Ключевые слова: управление активным подавлением помех (УАПП), модель типа «четверть автомобиля» (МЧА), следящий дифференциатор (СД), обратная связь по нелинейной ошибке состояния (ОСНОС), наблюдатель с расширенным состоянием (НРС), схема подавления помех (СПП), пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор (ПИД), пропорционально-дифференциальный регулятор (ПД), управляемость на дороге, комфорт передвижения, поддержание контакта колеса с дорогой (удержание дороги), градиентное правило MIT (метод адаптивного управления).

УДК: 621.396.988.6:629.19

Поступила в редакцию: 15.10.2021
Исправленный вариант: 15.02.2022
Принята в печать: 28.02.2022

DOI: 10.25728/pu.2022.2.4


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2022:2, 29–39


© МИАН, 2024