RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2023, выпуск 2, страницы 3–18 (Mi pu1306)

Обзоры

Методы решения задач планирования и регулирования потоков воздушного движения. Ч. 2. Применение методов глубокого обучения с подкреплением

Е. Л. Кулида, В. Г. Лебедев

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва

Аннотация: Рассмотрены задачи повышения безопасности и эффективности организации воздушного движения. Главной проблемой при решении задач обнаружения и разрешения конфликтов традиционными методами оптимизации является время вычислений – требуются десятки и даже сотни секунд, но в реальных ситуациях времени на реакцию не так много. В последнее время широкое распространение получило применение глубокого обучения с подкреплением, поскольку с его помощью удается за приемлемое время решать задачи принятия решений с нелинейностью и большой размерности. В последние несколько лет появились исследовательские работы по использованию глубокого обучения с подкреплением для решения задач в области управления воздушным движением. В обзоре уделяется особое внимание применению этого перспективного подхода для решения следующих задач: обнаружения и разрешения конфликтов между воздушными судами, крупномасштабной задачи снижения сложности воздушного движения в воздушном пространстве страны или континента, повышения эффективности использования взлетно-посадочных полос аэропортов на основе улучшенного планирования посадок воздушных судов.

Ключевые слова: управление воздушным движением, стратегическое планирование четырехмерных траекторий, обнаружение и разрешение конфликтов воздушных судов, обучение с подкреплением.

УДК: 519.85:656.7

Поступила в редакцию: 10.11.2022
Исправленный вариант: 19.12.2022
Принята в печать: 20.12.2022

DOI: 10.25728/pu.2023.2.1


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2023:2, 2–14


© МИАН, 2025