RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2023, выпуск 5, страницы 50–67 (Mi pu1326)

Управление в социально-экономических системах

Стратегические способности как драйвер конкурентоспособности российских и международных компаний

Н. И. Гусева, О. Ю. Трубникова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

Аннотация: Конкурентоспособность является ключевым показателем успеха не только для стран и отраслей, но и для компаний. Цель данного исследования заключается в определении стратегических способностей, на основе которых строится конкурентоспособность компаний, оперирующих на российском рынке. Представлены теоретические основы концепции стратегических способностей, подчеркнута их роль в развитии конкурентоспособности компаний через усиление их конкурентных преимуществ. Методология исследования вопросов стратегических способностей основана на ведущих публикациях зарубежных и отечественных авторов за последние 30 лет. Эмпирическая часть исследования посвящена стратегическим способностям 30 российских и международных компаний, осуществляющих свою деятельность на российском рынке, их различиям и сходствам. В рамках исследования было выявлено, что российские отечественные компании фокусируются только на развитии одной конкретной стратегической способности, российские компании-экспортеры практикуют более дифференцированный подход, развивая значительное количество стратегических способностей одновременно, и наконец, международные компании делают акцент на развитии более широкого, но при этом сбалансированного набора стратегических способностей. К основным стратегическим способностям компаний на российском рынке относятся: профессионализм сотрудников; контроль качества; инновации и уникальные технологии; корпоративный бренд и репутация; понимание особенностей потребителей; клиентоориентированность; гибкость. Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы российскими компаниями в качестве ключевых факторов повышения своей конкурентоспособности как на российском рынке, так и при выходе на новые зарубежные рынки.

Ключевые слова: конкурентоспособность компании, стратегические способности, конкурентное преимущество, международные компании, российские компании.

УДК: 005.1;005.7

Поступила в редакцию: 30.12.2023
Исправленный вариант: 27.06.2023
Принята в печать: 30.08.2023

DOI: 10.25728/pu.2023.5.4


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2023:5, 41–55


© МИАН, 2024