RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2023, выпуск 5, страницы 91–109 (Mi pu1329)

Управление техническими системами и технологическими процессами

Мониторинг компонентов комплекса бортового оборудования в целях управления его избыточностью

В. Н. Буковa, А. М. Бронниковb, А. В. Воробьевa, А. С. Поповc, В. А. Шурманd

a АО «НИИАО», г. Жуковский
b МГТУ им. Н.Э. Баумана
c ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Жуковский
d филиал АО «РПКБ», г. Жуковский

Аннотация: Рассмотрена проблема мониторинга технического состояния компонентов комплекса бортового оборудования с целью его реконфигурирования в реальном времени. Предполагается использование по крайней мере трех уровней систем мониторинга: ближайшая перспектива – исключительно традиционные встроенные средства контроля (ВСК); дальнейшее продвижение – ВСК в совокупности со средствами повышения достоверности выполняемого диагностирования, включая организацию взаимно перекрестного парного мониторинга; более отдаленная перспектива – логические алгоритмы обработки наблюдений за поведением системы в целом, основанные на нормализованных правилах анализа функциональных отказов (АФО) авиационной техники. Математическое содержание парного мониторинга состояния компонентов заключается в формировании так называемых матриц предпочтения, по значению которых посредством специальных таблиц не только определяется с высокой достоверностью состояние объектов диагностирования, но и оцениваются возможные ошибки средств диагностирования. Применительно к методам третьего уровня предложена последовательность действий, заключающаяся в поочередном инициировании обратной и прямой логических моделей, воспроизводящих зависимости отказных состояний по результатам АФО. Предложена обновленная методика работы с триплексными логическими моделями. Основным преимуществом таких моделей является существенная простота и универсальность, что обеспечивает эффективность их применения к широкому кругу динамических систем различной сложности. Приведенный методический пример иллюстрирует применение логических триплексных моделей.

Ключевые слова: комплекс бортового оборудования, мониторинг технического состояния, логический парный мониторинг, логические триплексные модели, анализ функциональных отказов, управление избыточностью.

УДК: 519.873

Поступила в редакцию: 11.06.2023
Исправленный вариант: 24.09.2023
Принята в печать: 28.09.2023

DOI: 10.25728/pu.2023.5.7


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2023:5, 75–91


© МИАН, 2024